Главная > Судебная практика > Спецоценка условий труда: гарантии и компенсации > Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 17.06.2016 № 33-2420/2016


Юрист по трудовому праву в Москве

+7 (903) 219 00 24



Поделитесь этим судебным решением в соцсетях


Улучшение класса условий труда лишает работника права на предоставление дополнительного отпуска

« с даты применения работодателем результатов специальной оценки труда у истца отсутствует право на предоставление отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда »

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-2420/2016

17 июня 2016 г.


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Черонко Е.В., Савина А.И.
при секретаре Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2016 г. по иску К. к АО "Карельский окатыш" о предоставлении дополнительного отпуска.

Заслушав доклад судьи Черонко Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он работает машинистом тягового агрегата в локомотивной службе управления железнодорожного транспорта АО "Карельский окатыш", занят вывозкой руды с карьеров. До 2014 г. ему предоставлялись дополнительные дни отпуска за работу в карьере в соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ и иными нормативными актами, при этом с 01.01.2014 дополнительные дни отпуска не предоставляются. Поскольку до настоящего времени он работает в карьере, истец полагал, что имеет право на дополнительный отпуск в соответствии с постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647. В связи с изложенным истец просил признать за ним право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в карьере в соответствии с постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647, возложить на АО "Карельский окатыш" обязанность предоставить ему дополнительный отпуск за работу в карьере за период с 01.01.2014 по 01.01.2016.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена первичная организация Горно-металлургического профсоюза России в АО "Карельский окатыш" (деле - первичная организация ГМПР в АО "Карельский окатыш").

Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований, возложил на АО "Карельский окатыш" обязанность предоставить К. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за 2014 г. и за 2015 г. пропорционально отработанному им в каждом году времени. В остальной части исковых требований отказано. С АО "Карельский окатыш" в доход бюджета муниципального образования "Костомукшский городской округ" взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

С решением не согласен ответчик АО "Карельский окатыш", в апелляционной жалобе просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что вывод суда о праве истца на предоставление ему ежегодного дополнительного отпуска как работнику, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ, основан на неправильном толковании закона, противоречит обстоятельствам дела. Специальная оценка условий труда рабочего места истца проведена в соответствии с законом, идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов обществом не осуществлялась. В период с 01.01.2012 по 31.05.2015 на рабочем месте истца действовали результаты аттестации рабочих мест, согласно которым установлены вредные условия труда класса 3.2. Рабочее место истца было включено в Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (п. 6 раздела XXXIII постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22), на этом основании истцу предоставлялись гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Вместе с тем, идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводилась, поскольку это не требовалось. На рабочем месте истца были проведены исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, по результатам которых определен класс и подкласс условий труда 3.1. Полагает, что вывод суда о том, что работодателем не было представлено доказательств того, что должность машиниста тягового агрегата не включена в список, указанный в ч. 6 ст. 10 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", не имеет значения в рассматриваемом споре, поскольку данный факт обществом не оспаривается и не может являться основанием для установления права работника на дополнительный отпуск. Обращает внимание на то, что проведение СОУТ в АО "Карельский окатыш" было предметом проверки со стороны контролирующих органов, результаты СОУТ рабочего места истца признаны законными, в связи с чем работодатель вправе применять результаты СОУТ, в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Также указывает, что работодателем соблюден порядок ознакомления истца с изменением определенных сторонами условий трудового договора, вывод суда об обратном противоречит имеющимся в деле доказательствам. По результатам проведенной специальной оценки у истца изменился класс условий труда и размер дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда. Изменение класса условий труда произошло вследствие изменения методики оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса. Согласно п. 84 Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н, определен перечень показателей отнесения условий труда к классу (подклассу) условий труда по напряженности трудового процесса, при этом в соответствии с приложением N 2 к Методике "Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов" эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в перечень вредных/опасных производственных факторов не вошли. Следовательно, указанные факторы не могут влиять на отнесение условий труда к вредным или допустимым (оптимальным). Поскольку рабочему месту К. по результатам СОУТ был установлен класс условий труда 3.1 по показателям напряженности трудового процесса в связи с оценкой сенсорных нагрузок (протокол N 36/15 к карте СОУТ N 35а), а по остальным факторам производственной среды и трудового процесса условия труда были признаны допустимыми и оптимальными (строка 030 карты СОУТ N 35а), условия труда истца улучшились, у работника в связи с организационными изменениями условий труда произошли изменения существенных условий трудового договора - класса условий труда и, как следствие, размера дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, которые не могут быть сохранены. К. за 2 месяца до фактического изменения условий трудового договора (31.03.2015) в письменном виде был уведомлен об изменении размера дополнительного отпуска путем ознакомления с картой СОУТ и с приказом от 20.03.2015 N ОРД/КО/П-15-000275 "О завершении работ по специальной оценке условий труда в АО "Карельский окатыш", которым карты аттестации рабочих мест (в т.ч. карта N 36) были признаны недействующими с 01.06.2015. При этом истцу вплоть до 31.05.2015 предоставлялся отпуск за работу во вредных условиях труда за фактически отработанное время в таких условиях, в связи с чем решение суда о предоставлении К. дополнительного отпуска за 2014 г. и 5 месяцев 2015 г. не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Поскольку К. после ознакомления с картой СОУТ, приказом о завершении работ по СОУТ и применении результатов СОУТ не выразил несогласия работать в новых условиях, после истечения срока предупреждения при согласии работника новые условия трудового договора вступают в силу, необходимость заключать дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора трудовым законодательством не предусмотрена. Полагает не основанным на нормах ст. 74 Трудового кодекса РФ вывод суда о том, что работодатель обязан предупреждать работника о том, что в случае несогласия продолжать работу в новых условиях, ему может быть предложена работа, соответствующая квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии таковой - нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, в случае отказа от предложенной работы трудовой договор должен быть прекращен по п. 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Поскольку на рабочем месте истца в результате СОУТ класс условий труда изменился с 3.2. на 3.1, с момента применения результатов СОУТ у работника отсутствует право на предоставление ему отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, установленного ст. 117 Трудового кодекса РФ. Также ссылается на то, что в нарушение ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не установил срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Кроме того, полагает, что суд вышел за пределы заявленных истцом требований, поскольку работник просил предоставить ему отпуск за работу в карьере, а не за работу во вредных условиях труда.

В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на не согласие с ее доводами, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу первичная организация ГМПР в АО "Карельский окатыш" полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

В суде апелляционной инстанции представители ответчика М., Д.А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Истец К. в суд апелляционной инстанции не явился, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке. Его представитель П. в суде апелляционной инстанции полагал доводы жалобы необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица Б. в суде апелляционной инстанции ссылался на законность и обоснованность судебного решения, не подлежащего отмене по доводам апелляционной жалобы.

Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные К. требования, суд первой инстанции, проанализировав положения ст. ст. 57, 72, 74, 77, 116, 117 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", исходил из того, что, несмотря на результаты специальной оценки условия труда К. остались неизменными, работодателем также нарушен порядок уведомления работника об изменении существенных условий трудового договора, затрагивающих его права на отдых и получение гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.

С данным выводом суда согласиться нельзя в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 423 Трудового кодекса РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему кодексу.

Часть вторая статьи 117 Трудового кодекса РФ в первоначальной редакции предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Впоследствии Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" изменены основания предоставления работникам указанных компенсаций. Согласно ст. 117 Трудового кодекса РФ в редакции указанного федерального закона ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ч. 1); минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2).

Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесены поправки в Трудовой кодекс РФ, в соответствии с которыми установлены минимальные размеры гарантий и компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда с введением дифференцированного порядка их предоставления в зависимости от класса (подкласса) условий труда, определенного по результатам проведения специальной оценки условий труда.

С 1 января 2014 г. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которыми процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда и вопросы порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы ст. ст. 92, 117 и 147 Трудового кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Статьями 92 и 117 Трудового кодекса РФ в редакции, действующей с 01.01.2014, предусмотрено, что сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность рабочего времени и продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливаются трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению. Данная методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесения условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформления результатов проведения специальной оценки условий труда.

В целях реализации мероприятий по проведению специальной оценки условий труда Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ определил переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с ч. 1 ст. 17 данного закона проведения внеплановой специальной оценки условий труда. При этом для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном этим законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном названным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах (ч. ч. 4 и 5 ст. 27).

Приведенные законоположения указывают на сохранение работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, до проведения специальной оценки условий труда.

Кроме того, переходными положениями ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ закреплено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Из приведенных переходных положений следует, что к моменту вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

Таким образом, пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержден постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства", действующим в части, не противоречащей ст. 117 Трудового кодекса РФ, предусмотрено, что работникам промышленно-производственного персонала, занятым на предприятиях, в объединениях, организациях угольной, сланцевой и горнорудной промышленности и на строительно-монтажных работах в шахтном строительстве, на эксплуатации технологического железнодорожного и автомобильного транспорта (в технологической цепочке) в разрезах и карьерах, в горноспасательных частях, металлургической и электроэнергетической промышленности, профессии (должности) которых перечислены в Списке производств, работ, профессий, должностей, работа в которых дает право на дополнительные отпуска за подземные, вредные и тяжелые условия труда на предприятиях, в объединениях, организациях угольной и сланцевой промышленности и в шахтном строительстве, предоставляются ежегодные дополнительные отпуска.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 01.05.2010 К. работает в должности машиниста тягового агрегата локомотивной службы управления железнодорожного транспорта АО "Карельский окатыш".

В соответствии с п. 2.3.7 трудового договора от 07.05.2010 N 869 работодатель обязался предоставлять работнику дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные действующим коллективным договором.

Работник имеет право на основной оплачиваемый отпуск 28 календарных дней в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в районах Крайнего Севера в количестве 24 календарных дней, дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и коллективным договором. Предоставление отпусков производится в порядке, установленном трудовым законодательством и коллективным договором (п. 4.3 трудового договора).

Рабочее место работника соответствует карте аттестации рабочего места, характеристики и условия труда перечислены в карте аттестации рабочего места. За работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда по результатам аттестации рабочего места работнику предоставляются компенсации и льготы в соответствии с действующим законодательством, коллективным договором за фактическое отработанное в данных условиях время (п. п. 5.1, 5. 2 трудового договора).

Пунктом 5.3.9 коллективного договора АО "Карельский окатыш" на 2014-2016 г.г. предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - до 21 календарного дня, который устанавливается на основании Перечня цехов, профессий с вредными условиями, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (приложение N 10); работникам горно-транспортного комплекса и работникам других цехов, принимающих участие в работе этого комплекса, - до 24 календарных дней. Конкретный размер отпуска устанавливается в соответствии с Положением о порядке определения продолжительности отпуска работникам, занятым в горно-транспортном комплексе, утвержденным работодателем с учетом мнения профсоюза и на основании Перечня цехов, производств, профессий и должностей, занятых в горно-транспортном комплексе, работа в которых дает право на дополнительный отпуск (приложение N 11).

Работодатель с участием представителей профсоюза в установленные приказом сроки проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда (на запыленность, шум, вибрацию, освещенность, радиоактивность и другие неблагоприятные факторы) с последующей сертификацией работ по охране труда с разработкой мер по уменьшению воздействия вредных производственных факторов и приведению рабочих мест в соответствие с требованиями охраны труда (п. 6.4 коллективного договора).

Перечень цехов, профессий с вредными условиями, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (приложение N 10 к коллективному договору), составлен на основании постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".

Действующая редакция Перечня цехов, производств, профессий и должностей, занятых в горно-транспортном комплексе, работа в которых дает право на дополнительный отпуск (приложение N 11 к коллективному договору) (введена в действие 01.01.2013) составлена АО "Карельский окатыш" на основании Положения о порядке определения продолжительности дополнительного отпуска работникам, занятым в горно-транспортном комплексе, утвержденного генеральным директором ОАО "Карельский окатыш" 19.05.2003 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства".

Согласно Положению о порядке определения продолжительности дополнительного отпуска работникам, занятым в горно-транспортном комплексе, утвержденному генеральным директором ОАО "Карельский окатыш" 19.05.2003 и разработанному, в том числе на основании постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.07.1990 N 647, отпуска предоставляются в соответствии со Списком производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на предоставление дополнительных отпусков за подземные, вредные и тяжелые условия труда на предприятиях, в объединениях, организациях угольной и сланцевой промышленности и в шахтном строительстве (п. 2.1 Положения).

Продолжительность дополнительного отпуска за работу в карьере и за вредные и тяжелые условия труда определяется по конкретным должностям и профессиям исходя из выполнения открытых горных работ в карьере (включая автомобильный и железнодорожный транспорт, горно-путевые, дорожно-строительные, ремонтные и монтажные работы) на глубине 150 м и ниже. К числу руководителей, специалистов, рабочих, работа которых связана с горными работами, относятся те, которые отработали не менее 50% времени в указанных условиях, на основании утвержденных по структурным подразделениям данных.

Продолжительность дополнительного отпуска определяется по конкретным рабочим местам на основе результатов аттестации рабочих мест с учетом фактического состояния условий труда в соответствии с настоящим Положением (п. 2.2 Положения).

Из карты аттестации рабочего места К. N 36 следует, что должность машиниста тягового агрегата по факторам производственной среды и трудового процесса соответствует классу напряженности 3.2 (вредный 2 степени), у работника имеется право на предоставление ему дополнительного отпуска до 14 календарных дней на основании ст. 117 Трудового кодекса РФ, п. 6 раздела XXXIII постановления Госкомтруда ССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.

При этом право на предоставление истцу отпуска за работу в карьере на основании постановления от 02.07.1990 N 647 по результатам аттестации не установлено.

Приказом от 03.08.2011 N П/КО-11-0623 материалы аттестации рабочих мест по условиям труда в управлении железнодорожного транспорта ОАО "Карельский окатыш" (УЖДТ) были утверждены, в коллективный договор ОАО "Карельский окатыш" 2011-2013 г.г. внесены соответствующие изменения.

Согласно приложению N 10 к коллективному договору у машиниста тяговых агрегатов, выполняющих трудовую функцию на рабочих местах, указанных в карте аттестации рабочих мест N 36, количество дней отпуска за работу во вредных условиях труда составляет 14 календарных дней.

14.02.2012 К. был ознакомлен с картой аттестации рабочего места по условиям труда работников локомотивной службы УЖДТ.

Из личной карточки К. следует, что с 2011 г. ему предоставлялся дополнительный отпуск за работу в подземных условиях за фактически отработанное им в соответствующих условиях время, последний раз такой отпуск был предоставлен в мае 2013 г., в дальнейшем предоставлялся только дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда до 31.05.2015.

В соответствии с Перечнем цехов, производств, профессий и должностей, занятых в горно-транспортном комплексе, работа в которых дает право на дополнительный отпуск (приложение N 11 к коллективному договору) у машинистов тягового агрегата локомотивной службы управления железнодорожного транспорта, выполняющих трудовую функцию на рабочих местах, указанных в картах аттестации рабочих мест N 36 и 38, право на предоставление отпуска за работу в карьере в размере 14 календарных дней возникает при 50% времени занятости в карьерах "Центральный" и "Южный" глубиной более 150 м.

Основной производственной функцией машиниста тягового агрегата управления железнодорожного транспорта АО "Карельский окатыш" является транспортировка руды из карьера на обогатительную фабрику, а не добыча руды в карьере или ее перевозка в карьере.

Согласно представленным работодателем доказательствам (справка о перегрузочных пунктах руды в карьерах АО "Карельский окатыш", справка о глубине карьеров, табели учета рабочего времени истца) машинисты тягового агрегата на нижних горизонтах карьера "Центральный" (в глубине или внутри) работают не более 10% своего рабочего времени, остальное рабочее время работают вне карьера, то есть на земной поверхности.

При этом перегрузочные пункты карьера "Центральный" находятся на глубине 70 м и 117 м, Южный - на глубине 0 м (земная поверхность), Северный 2-0 м, Северный 3-0 м, Западный - 0 м.

Доказательств того, что К. находится в карьере 50% своего рабочего времени и осуществляет работу на глубине карьера 150 м и ниже, материалы дела не содержат, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему дополнительного отпуска за работу в карьере в соответствии с приложением N 11 к коллективному договору не имеется.

В силу изложенного отсутствуют основания для предоставления К. дополнительного отпуска за работу в карьере в соответствии с приложением N 11 к коллективному договору.

Помимо этого, согласно карте специальной оценки условий труда N 35а итоговый класс (подкласс) условий труда машиниста тягового агрегата соответствует классу напряженности трудового процесса 3.1.


Приказом АО "Карельский окатыш" от 20.03.2015 N ОРД/КО/П-15-0000275 утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, принято решение о том, что результаты СОУТ для расчета гарантий и компенсаций (доплата за работу с вредными или опасными условиями труда, дополнительный отпуск, компенсация за молоко) применяются с 01.06.2015 к рабочим местам, на которых ранее была проведена аттестация рабочих мест, в том числе к рабочему месту машиниста тягового агрегата УЖДТ (карта аттестации/рабочего места N 36) (приложение N 1 к приказу).

Согласно специальной оценке условий труда на рабочем месте истца его условия труда относятся к вредным условиям труда с итоговым классом (подклассом) 3.1 - вредные условия труда 1 степени, в соответствии со ст. 117 Трудового кодекса РФ отсутствуют основания для предоставления ему дополнительного оплачиваемого отпуска.

С результатами специальной оценки условий труда, картой специальной оценки условий труда своего рабочего места К. ознакомлен 31.03.2015, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Следовательно, с даты применения работодателем результатов специальной оценки труда (с 01.06.2015) у истца отсутствует право на предоставление отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в соответствии с приложением N 10 к коллективному договору и ст. 117 Трудового кодекса РФ.

С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что работодателем не было допущено нарушений прав истца, у которого в связи с организационными изменениями условий труда произошли изменения существенных условий трудового договора - класса условий труда и, как следствие, размера дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, которые не могут быть сохранены.

К. в письменном виде был уведомлен об изменениях условий труда (не ухудшающих его положение по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями), несогласия с которыми не выразил, в связи с чем при согласии работника с изменениями условий труда новые условия трудового договора вступают в силу, необходимость заключать дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора действующим законодательством не предусмотрена.

В силу вышеизложенного довод истца о том, что условия его труда остались прежними, однако его лишили дополнительного отпуска, судебной коллегией признается несостоятельным.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе К. в иске.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 13 апреля 2016 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об отказе К. в иске.




Если информации, представленной на сайте, не хватило для решения Вашей проблемы – звоните по телефону

+7 (903) 219 00 24 (Москва)


юрист по трудовому праву


Главная > Судебная практика > Спецоценка условий труда: гарантии и компенсации > Апелляционное определение Верховного Суда Республики Карелия от 17.06.2016 № 33-2420/2016