РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2010 года

г. Узловая

Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Шатохиной О.Л.,
при секретаре Бабичевой Н.Л.,
с участием прокурора Старцевой Н.В.,
с участием истца А.,
представителя истца по ордеру адвоката Х*** А.Н.,

представителя ответчика администрации муниципального образования город Узловая Узловского района по доверенности Р.,

представителя ответчика Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-00 по исковому заявлению А. к администрации муниципального образования город Узловая Узловского района, Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец А. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что приказом от 4 мая 2009 года № 6/к был назначен на должность первого заместителя главы администрации муниципального образования г. Узловая, на основании чего с ним был заключен трудовой договор № 1 от 4 мая 2009 года.

Приказом главы администрации муниципального образования г. Узловая от 18 ноября 2009 года № 75/к «О прекращении действия трудового договора от 4 мая 2009 года с 20 ноября 2009 года» был уволен с занимаемой должности по пункту 11 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).

Основанием к увольнению в соответствии с указанным приказом послужило распоряжение администрации муниципального образования г. Узловая от 18.11.2009 года № 196-р «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО г. Узловая от 30.04.2009 года № 58-р «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей». Указанным распоряжением признается утратившим силу распоряжение от 30.04.2009 г. № 58-р «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей», которым истцу были зачтены в стаж муниципальной службы определенные периоды его трудовой деятельности в соответствии с трудовой книжкой.

Считает приказ от 18 ноября 2009 года № 75/к о прекращении действия трудового договора, заключенного с ним с 20 ноября 2009 года незаконным по следующим основаниям.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации и прекращением муниципальной службы, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом РФ от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 16 указанного закона и статьей 3 Закона Тульской области от 17.12. 2007 года № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области», для поступления на муниципальную службу предусматриваются квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Тульской области в соответствии с которыми, к лицу, претендующему на должность муниципальной службы, предъявляется квалификационное требование о наличии определенного стажа.

В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района от 30.04.2009 года № 57-р «О создании комиссии для рассмотрения заявления А. о зачете в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей» была создана комиссия, которой 30 апреля 2009 года был рассмотрен вопрос о зачете в стаж муниципальной службы определенных периодов трудовой деятельности истца А.

Данной комиссией было рекомендовано главе администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района зачесть истцу А. в стаж муниципальной службы, исчисляемый при приеме на работу в администрацию муниципального образования г. Узловая - первым заместителем главы администрации муниципального образования г. Узловая периоды трудовой деятельности с 31.10.1997 года по 16.03.2009 года.

30 апреля 2009 года распоряжением администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района № 58 было принято решение о зачете периодов трудовой деятельности истца А. с 31.10.1997 года по 16.03.2009 год.

Согласно пункту 3 данного распоряжения, оно вступило в силу с момента подписания.

Приказом от 4 мая 2009 года № 6/к истец был назначен на должность первого заместителя главы администрации муниципального образования г. Узловая с 4 мая 2009 года.

Считает, что на день заключения трудового договора в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района от 30.04.2009 года № 58, полностью соответствовал предъявляемым квалификационным требованиям, в том числе требованиям о необходимом стаже работы.

Каких-либо иных обстоятельств, препятствующих поступлению на муниципальную службу в должности первого заместителя главы администрации муниципального образования г. Узловая, у истца не было.

Считает, что на день поступления на муниципальную службу, а именно, 4 мая 2009 года, правила заключения трудового договора, установленные действующим трудовым законодательством, были соблюдены в полном объеме, таким образом, и основания для прекращения трудовых отношений по пункту 11 статья 77 ТК РФ отсутствуют.

Пунктом 11 статьи 77 Трудового кодекса РФ предусмотрено такое основание прекращения трудового договора как нарушение установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы по обстоятельствам, предусмотренным статьей 84 Трудового кодекса РФ.

Статья 84 Трудового кодекса РФ предусматривает перечень нарушений правил заключения трудового договора, установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом, исключающих возможность продолжения работы, обусловленной трудовым договором.

Считает, что ни Трудовой кодекс РФ, ни Федеральный закон от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не рассматривают отсутствие стажа у лица как обстоятельство, исключающее возможность продолжения работы, обусловленной трудовым договором, как например, отсутствие образования либо дисквалификация. Соответственно указанное обстоятельство не может являться самостоятельным основанием для расторжения трудового договора.

Однако, действие трудового договора, заключенного с истцом А., прекращено за нарушение установленных правил заключения трудового договора, которое выразилось в отсутствии необходимого стажа для замещения должности муниципальной службы, что было рассмотрено работодателем как обстоятельство, исключающее возможность продолжения работы.

В должности первого заместителя главы администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района истец проработал больше 6 месяцев (с 4 мая 2009 года по 18 ноября 2009 года). Замечаний по работе за весь период работы не имел.

Указывает, что за безупречную и эффективную муниципальную службу в соответствии со статьей 2 Закона Тульской области от 17.12.2007 года № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области», в соответствии с Положением «О порядке применения поощрений и дисциплинарных взысканий к муниципальным служащим и работникам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы администрации муниципального образования город Узловая Узловского района», утвержденным распоряжением главы администрации муниципального образования город Узловая от 29.01.2008 года № 12-р, приказами (распоряжениями), был неоднократно поощрен в виде выплаты единовременного денежного вознаграждения и премирован за выполнение особо важных и сложных заданий:

- распоряжением главы администрации муниципального образования г. Узловая № 77-р от 03.06.2009 года за выполнение поручений по проведению мероприятий, подготовке и формированию заявки и необходимой документации на выделение финансовой помощи муниципальному образованию г. Узловая в рамках реализации ФЗ РФ от 21.07.2007 г. № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

- распоряжением главы администрации муниципального образования г. Узловая № 128-р от 11.08.2009 года за безупречную и эффективную службу по организации и проведению праздничных мероприятий, посвященных празднику Дня города Узловая;

- распоряжением главы администрации муниципального образования г. Узловая № 176-р от 23.10.2009 года за безупречную и эффективную службу по подготовке и проведению выборов депутатов Тульской областной Думы и депутата Собрания депутатов муниципального образования г. Узловая;

- распоряжением главы администрации муниципального образования г. Узловая № 95-р от 25.06.2009 года за выполнение особо важных и сложных заданий, учитывая положительные результаты работы администрации за второй квартал текущего года, а также инициативу, профессионализм, конкретный личный вклад каждого муниципального служащего в обеспечение исполнения задач и функций администрации муниципального образования г. Узловая;

- распоряжением главы администрации муниципального образования г. Узловая № 154-р от 23.09.2009 года за выполнение особо важных и сложных заданий, учитывая положительные результаты работы администрации за третий квартал текущего года, а также инициативу, профессионализм, конкретный личный вклад каждого муниципального служащего в обеспечение исполнения задач и функций администрации муниципального образования г. Узловая.

Считает, что данное обстоятельство также подтверждает его профессиональный уровень, а также, что основания для расторжения трудового договора именно за нарушение установленных правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, отсутствуют.

Указывает, что, в нарушение статьи 84.1 Трудового кодекса РФ, с приказом об увольнении его не ознакомили под роспись.

Ссылается на ст. 151 ГК РФ, согласно которой, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с положениями статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса, суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В результате незаконного увольнения истец А. перенес нравственные и физические страдания, которые выразились в том, что пострадала его деловая репутация, испытывает трудности в трудоустройстве. Также моральный вред выразился в том, что истец и члены его семьи остались без средств к существованию. У истца на иждивении находятся несовершеннолетние дети: Л., 09.06.2009 года рождения и О., 04.01.2000 года рождения. Жена истца И. находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Также ухудшилось здоровье истца, что связано, прежде всего, с переживаниями по поводу увольнения. Моральный вред оценивает в 150 000 рублей.

Просит суд:

- отменить распоряжение администрации муниципального образования г. Узловая от 18.11.2009 года № 196-р «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО г. Узловая от 30.04.2009 года № 58-р «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей»;

- отменить приказ (распоряжение) от 18 ноября 2009 года № 75/к о прекращении (расторжении) действия заключенного с ним трудового договора;

- восстановить его, А., на работе в администрации муниципального образования г. Узловая в должности первого заместителя главы администрации муниципального образования г. Узловая;

- взыскать с администрации муниципального образования г. Узловая в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 21 ноября 2009 года по 15 февраля 2010 года в сумме 89 777 (восемьдесят девять тысяч семьсот семьдесят семь) рублей;

- взыскать с администрации муниципального образования г. Узловая в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В судебном заседании истец А. полностью поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить. В дополнение к доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что 30 октября 2001 года на основании свидетельства о присвоении квалификации № 3715, ему присвоена профессия – оператор дефектоскопных тележек. Оператором дефектоскопной тележки он проработал с 4.12.2000 года по 23.03.2006 года, то есть, 3 года и 10 месяцев. С учетом стажа работы по специальности «агрономия» с 31.10.1997 года по 18.03.2003 года, что составляет 3 года и 3 месяца, считал, что общий стаж его работы по специальностям на момент замещения им должности заместителя главы администрации МО г.Узловая составил 7 лет и 1 месяц, а с учетом службы в Российской Армии – 8 лет 1 месяц. Считал, что, таким образом, на момент заключения с ним трудового договора, соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к должности заместителя главы администрации муниципального образования.

Представитель истца А., действующий на основании ордера, адвокат Х*** А.Н. в судебном заседании поддержал требования своего доверителя, просил суд их удовлетворить. Пояснил, что при увольнении А. не была соблюдена процедура его увольнения, а именно, его увольнение не было согласовано с Собранием депутатов муниципального образования г.Узловая. Считал, что истец подлежит восстановлению на работе по указанному основанию: нарушению процедуры увольнения.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Узловая Узловского района по доверенности Р. в судебном заседании исковые требования А. не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что, глава 4 Федерального закона РФ от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет порядок поступления на муниципальную службу, ее прохо­ждения и прекращения.

В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона, на му­ниципальную службу вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Статья 9 Федерального закона РФ от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федера­ции» определяет, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, не­обходимым для исполнения должностных обязанностей.

В соответствии с Законом Тульской области от 17.12.2007 г. № 931-ЗТО «О реестре должностей муниципальной службы в Тульской области» должность первого заместителя главы администрации МО г. Узловая относится к группе высших должностей муниципальной службы.

В соответствии с Законом Тульской области от 17.12.2007 г. № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области» к группе высших должностей муниципальной службы предъявляются следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности: стаж муниципальной службы не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет.

При приеме А. на работу на должность муниципальной службы первого заместителя главы администрации МО г. Узловая были исчислены его стаж муниципальной службы и стаж работы по специальности, указанные в трудовой книжке.

Стаж муниципальной службы составлял менее 6 лет. Период прохождения А. военной службы в рядах Российской армии с 26.06.1996 года по 29.06.1997 год - стаж муниципальной службы при этом составляет 2 года 6 дней, так как в соответствии с со ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по призыву включается в стаж государственной службы государственного служащего, а соответственно в стаж муниципальной службы, из расчета один день военной службы за два дня работы.

Стаж работы по специальности «агрономия», приобретенной А. согласно диплому ЭВ № 674928, составлял менее 7 лет.

Из изложенного следует, что А. не отвечал квалификационным требованиям, предъявляемым Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Тульской области от 17.12.2007 г. № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области».

30.04.2009 года А. обратился к главе администрации МО г. Узловая с заявлением, и попросил засчитать ему в стаж муниципальной службы, исчисляемый при приеме на работу, иные периоды его трудовой деятельности, опыт и знание работы в которых необходимы ему для исполнения обязанностей первого заместителя главы администрации МО г. Узловая.

Распоряжением администрации МО г. Узловая от 30.04.2009 года № 57-р «О создании комиссии для рассмотрения заявления А. о зачете в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей» была создана комиссия для рассмотрения указанного заявления.

Комиссия провела заседание и рекомендовала главе администрации МО г. Узловая зачесть А. следующие периоды его трудовой деятельности:

1) с 31.10.1997 года до 01.07.1998 года - агрономом-семеноводом в ТОО «Лесное» (8 месяцев);

2) с 01.07.1998 года до 22.07.1998 года - агрономом-семеноводом СПК «Лесной» (21 день);

3) с 22.07.1998 года до 1.10.1998 года - временно исполняющим обязанности главного агронома (2 месяца 10 дней);

4) с 1.10.1998 года до 28.08.1999 года - главным агрономом СПК «Лесной» (9 месяцев 28 дней);

5) с 28.08.1999 года по 04.02.2000 года - агрономом-семеноводом СПК «Лесной» (5 месяцев 8 дней);

6) с 21.03.2002 года до 01.11.2002 года - главным агрономом агрофирмы «Верховье» филиал ЗАО «Медиа» (7 месяцев 12 дней);

7) с 01.11.2002 года по 18.03.2003 год - заместителем директора по сельскому хозяйству агрофирмы «Верховье» филиал ЗАО «Медиа» (3 месяца 18 дней);

8) с 03.04.2006 года по 11.02.2008 год - менеджером ООО «Транспортсервис» (1 год 10 месяцев 9 дней);

9) с 23.12.2008 года по 16.03.2009 год - помощником депутата Тульской областной Думы 4 созыва К. (2 месяца 22 дня).

Впоследствии было вынесено распоряжение администрации МО г. Уз­ловая от 30.04.2009 г. № 58 «О зачете А. в стаж муниципаль­ной службы иных периодов замещения должностей».

В связи с принятием вышеуказанного распоряжения администрации МО г. Узловая, А. был принят на работу на должность муниципальной службы первого заместителя главы администрации МО г. Узловая.

Удостоверившись впоследствии, что при зачете А. в стаж муниципальной службы, исчисляемый при приеме на работу, иных периодов его трудовой деятельности, были неправильно применены нормы действующего законодательства, регулирующего порядок приема на работу (заключения трудового договора) муниципальных служащих, распоряжение администрации МО г. Узловая от 30.04.2009 года № 58-p «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов его трудовой деятельности», учитывая рекомендацию комиссии, было признано утратившим силу с момента вступления его в силу.

Отметила, что распоряжение администрации МО г. Узловая от 30.04.2009 г. № 58-р «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов его трудовой деятельности» было вынесено с нарушением и иных требований действующего законодательства.

В соответствии с Законом Тульской области от 7.10.2008 года № 1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области», Положением об исчислении стажа муниципальной службы муниципальных служащих в муниципальном образовании город Узловая Узловского района, дающего право на назначение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 23.01.2009 года № 40-300 «Об утверждении Положения об исчислении стажа муниципальной службы муниципальных служащих в муниципальном образовании город Узловая Узловского района, дающего право на назначение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», Порядком зачета иных периодов замещения отдельных должностей в стаж муниципальной службы, дающим право для назначения пенсии за выслугу лет, а также, служащим основанием для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности еже­годного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную службу в муниципальном образовании город Узловая Узловского района, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района от 3.04.2009 года № 3-10, в стаж муниципальной службы можно зачесть иные периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в ко­торых необходимы муниципальному служащему для выполнения должностных обязанностей, при этом указанные зачтенные периоды не могут превышать 5 лет.

Общий период зачтенных А. иных периодов трудовой деятельности составляет более 5 лет (5 лет 2 месяца 8 дней), что считала недопустимым.

Довод истца А. о том, что на момент приема на работу, учитывая, что распоряжение администрации МО г. Узловая от 30.04.2009 года № 58-р «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов его трудовой деятельности» действовало, он соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу, считала несостоятельным, так как в силу закона необходимый стаж у него отсутствовал, а вынесенный с грубым нарушением норм действующего законодательства правовой акт не может являться основанием для включения в стаж муниципальной службы, исчисляемый при приеме на работу, так называемых иных периодов трудовой деятельности А.

Трудовой договор с А. был прекращен по пункту 11 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы).

Статья 84 Трудового кодекса содержит не исчерпывающий перечень случаев, когда трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон РФ от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет порядок поступления на муниципальную службу, в том числе обязательное соответствие претендента на замещение должности квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной службы или к стажу работы по специальности. А. на момент приема на работу не отвечал квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу, следовательно, трудовой договор с ним заключаться не мог. Поскольку договор был заключен, то подлежал прекращению по пункту 11 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы). Отсутствие необходимого стажа в силу закона исключает возможность продолжения А. работы, определенной трудовым договором. Считала, что в данном случае невозможность продолжения работы, определенной трудовым договором, связана с отсутствием необходимого стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, а поощрения за осуществление должностных обязанностей не могут заменить квалификационные требования, предъявляемые к стажу.

Указала, что при приеме на работу на должность первого заместителя главы администрации МО г. Узловая А. были нарушены и иные нормы действующего законодательства. В соответствии со ст. 35 Устава муниципального образования город Узловая Узловского района заместители главы администрации МО г. Узловая назначаются на должность по согласованию с Собранием депутатов МО г. Узловая.

В соответствии со ст. 10 Положения об администрации муниципального образования город Узловая Узловского района, утвержденного решением Собрания депутатов МО г. Узловая от 11.01.2006 года № 6-18, назначение и освобождение от должности заместителей главы администрации производится главой администрации МО г. Узловая по согласованию с Собранием депутатов МО г. Узловая.

Учитывая изложенное, права главы администрации МО г. Узловая как работодателя при принятии решений о назначении на должность или освобождении от должности своих заместителей ограничены вышеуказанными правовыми актами МО г. Узловая, которые предусматривают обязательное согласование указанных решений с представительным органом МО г. Узловая.

Глава администрации МО г. Узловая с представлением о согласовании кандидатуры А. на должность первого заместителя главы администрации МО г. Узловая в Собрание депутатов МО г. Узловая не обращался, а, следовательно, это явилось грубым нарушением правил заключения трудового договора и исключало возможность продолжения А. работы на должности первого заместителя главы администрации МО г. Узловая.

Против довода истца А. о том, что он не был ознакомлен с приказом об увольнении, возражала. Указала, что, в соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса РФ, приказ об увольнении был представлен А. для ознакомления 18.11.2009 года в кабинете главы администрации МО г. Узловая. А. ознакомился с содержанием приказа, однако от подписи об ознакомлении от­казался, об этом был составлен соответствующий акт, и поставлена отметка на приказе об увольнении.

В целях соблюдения процедуры увольнения, предусмотренной Трудовым кодексом РФ, в это же время А. была предложена вакантная должность специалиста по ЖКХ отдела по благоустройству, гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и работе с населением комитета жилищно-коммунального хозяйства, мобилизационной подготовки, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и работе с населением администрации МО г. Узловая. 20.11.2009 года в 16 часов 05 минут А. от указанной должности отказался в присутствии свидетелей, а также отказался оформлять свой отказ в письменной форме, о чем был составлен соответствующий акт от 20.11.2009 года.

С доводами истца А. о том, что в стаж его работы по специальности должны быть зачтены периоды его работы оператором дефектоскопной тележки, не согласилась по следующим основаниям.

В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» специальность можно приобрести исключительно в учебных заведениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по итогам обучения по основным образовательным программам среднего профессионального образования и основным образовательным программам высшего профессионального образования соответственно. Подтверждением приобретения специальности является документ о среднем профессиональном или высшем профессиональном образовании, выданный по форме, предусмотренной действующим законодательством по итогам успешного обучения по соответствующим образовательным программам.

Считала, что А. не представлен документ о среднем профессиональном или высшем профессиональном образовании, выданный по форме, предусмотренной действующим законодательством, подтверждающий наличие у него специальности оператор дефектоскопных тележек.

Считала, что стаж работы А. по специальности может исчисляться исключительно по специальности «агрономия», приобретенной А. согласно диплому ЭВ № 674928. Данный стаж составляет менее 7 лет, что препятствует А. в исполнении им обязанностей первого заместителя главы администрации МО г. Узловая в соответствии с Федеральным законом РФ от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Законом Тульской области от 17.12.2007 года № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области».

Представитель ответчика Собрания депутатов муниципального образования г.Узловая Узловского района П. в судебном заседании против удовлетворения требований истца А. возражал. Просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным представителем ответчика администрации МО г.Узловая Р.

Свидетель Б. в судебном заседании показала, что работает заместителем главы администрации МО г.Узловая. 18.11.2009 года, в первой половине дня, находилась с главой администрации МО г.Узловая Т. и депутатом З. в кабинете главы МО г.Узловая П. В кабинет зашла начальник отдела по юридической и кадровой работе Р., и сказала Т. о том, что документы об увольнении А. подготовлены. Т. взял документы и ушел, сказав, что лично вызовет А. и вручит их ему. Через некоторое время Т. вернулся и пригласил всех присутствующих к себе в кабинет, пояснив, что А. отказался от получения документов. Все присутствующие прошли в кабинет к Т. Предложили А. получить документы об увольнении, он ознакомился с ними, но отказался от их получения и от подписи об ознакомлении. Об этом был составлен акт, в котором расписались все присутствующие. 20.11.2009 года Р. позвала ее и еще одного сотрудника в кабинет к А., так как последний отказывался от получения документов о замещении вакантной должности. Об этом также был составлен соответствующий акт, в котором все расписались.

Свидетель З. в судебном заседании показал, что 18.11.2009 года, в первой половине дня, ближе к обеденному перерыву, находился с главой администрации МО г.Узловая Т. и заместителем главы администрации МО г.Узловая Б. в кабинете главы МО г.Узловая П. В кабинет зашла начальник отдела по юридической и кадровой работе Р. и сказала Т. о том, что документы об увольнении А. подготовлены. Т. взял документы и ушел, сказав, что лично вызовет А. и вручит их ему. Через некоторое время Т. вернулся и пригласил всех присутствующих к себе в кабинет, пояснив, что А. отказался от получения документов. Все присутствующие прошли в кабинет к Т. Предложили А. получить документы об увольнении, он ознакомился с ними, но отказался от их получения и от подписи об ознакомлении. Об этом был составлен акт, в котором все расписались.

Свидетель Ч. в судебном заседании показал, что работает в МУП «Горхозяйство». 20.11.2009 года в конце рабочего дня по служебным делам был в администрации МО г.Узловая. Проходил мимо кабинета А. Дверь была приоткрыта. Видел, что в кабинете находились сам А., а также Б., Р. и сотрудник администрации Ш. Слышал, что Р. предлагала А. занять вакантную должность в отделе по ЖКХ, а также просила письменно оформить отказ.

Прокурор Старцева Н.В. в судебном заседании считала требования истца А. не подлежащими удовлетворению, так как не усматривала нарушений Трудового кодекса РФ при увольнении.

Суд, изучив мнение сторон, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования А. удовлетворению не подлежат, при этом руководствуется следующим.

Согласно ч.ч. 1, 2, 6, 7, 8, 9 ст. 16 Федерального закона РФ «О муниципальной службе в РФ», на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 9 указанного закона, предусмотрено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В соответствии с разделом 1 Реестра должностей муниципальной службы в Тульской области, утвержденного законом Тульской области от 17 декабря 2007 года № 931-ЗТО «О реестре должностей муниципальной службы в Тульской области», должность заместителя руководителя аппарата представительного органа муниципального образования относится к группе высших должностей муниципальной службы.

Согласно преамбуле закона Тульской области № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области», настоящий Закон регулирует отдельные отношения, связанные с муниципальной службой в Тульской области (далее - муниципальная служба), в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с Типовыми квалификационными требованиями для замещения должностей муниципальной службы в Тульской области, определенными законом Тульской области от 17.12.2007 года № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области», для замещения должностей муниципальной службы в Тульской области квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, определяются муниципальными правовыми актами представителя нанимателя в соответствии с настоящими Типовыми квалификационными требованиями для замещения должностей муниципальной службы в Тульской области.

Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в Тульской области определяются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Для замещения высших и главных должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее профессиональное образование.

Для высших должностей муниципальной службы предусматривают стаж муниципальной службы не менее шести лет или стаж работы по специальности не менее семи лет.

Как следует из распоряжения главы администрации МО г.Узловая № 58-р от 30.04.2009 года «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей», указанным распоряжением А. зачтены в стаж муниципальной службы, исчисляемый при приеме на работу в администрацию МО г.Узловая – первым заместителем главы администрации МО г.Узловая, в дополнение к периоду прохождения им военной службы в рядах Российской армии с 26.06.1996 года по 29.06.1997 года, следующих периодов трудовой деятельности:

- с 31.10.1997 года до 01.07.1998 года - агрономом-семеноводом в ТОО «Лесное» (8 месяцев);

- с 01.07.1998 года до 22.07.1998 года - агрономом-семеноводом СПК «Лесной» (21 день);

- с 22.07.1998 года до 1.10.1998 года - временно исполняющим обязанности главного агронома (2 месяца 10 дней);

- с 1.10.1998 года до 28.08.1999 года - главным агрономом СПК «Лесной» (9 ме­сяцев 28 дней);

- с 28.08.1999 года по 04.02.2000 года - агрономом-семеноводом СПК «Лесной» (5 месяцев 8 дней);

- с 21.03.2002 года до 01.11.2002 года - главным агроном агрофирмы «Верховье» фи­лиал ЗАО «Медиа» (7 месяцев 12 дней);

- с 01.11.2002 года по 18.03.2003 год - заместителем директора по сельскому хозяйству агрофирмы «Верховье» филиал ЗАО «Медиа» (3 месяца 18 дней);

- с 03.04.2006 года по 11.02.2008 год - менеджером ООО «Транспортсервис» (1 год 10 месяцев 9 дней);

- с 23.12.2008 года по 16.03.2009 год - помощником депутата Тульской областной Думы 4 созыва К. (2 месяца 22 дня).

В соответствии со ст. 3 закона Тульской области от 7.10.2008 года № 1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области», иные периоды замещения отдельных должностей могут засчитываться в стаж муниципальной службы на основании решения представителя нанимателя в порядке, установленном представительным органом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:

1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

2) муниципальных должностях;

3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;

4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 1 закона Тульской области № 1091-ЗТО «Об исчислении стажа государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области» прямо предусмотрено, что настоящий Закон определяет периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Тульской области (далее - гражданские служащие), дающие право на назначение пенсии за выслугу лет, и стаж муниципальной службы муниципальных служащих в Тульской области (далее - муниципальные служащие), а также порядок исчисления стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, и стажа муниципальной службы.

Стаж муниципальной службы, исчисленный в соответствии с настоящим Законом, дает право муниципальным служащим на назначение пенсии за выслугу лет, а также служит основанием для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную муниципальную службу.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен зачет в стаж муниципальной службы иных периодов при приеме на работу на замещение должности муниципального служащего.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение главы администрации МО г. Узловая № 58-р от 30.04.2009 года «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей» противоречит действующему законодательству, а соответственно, оспариваемое истцом А. распоряжение главы администрации МО г.Узловая № 196-р от 18.11.2009 года «О признании утратившим силу распоряжения главы МО г.Узловая № 58-р от 30.04.2009 года «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей» является законным. Тем самым, требование истца А. об отмене распоряжения главы администрации МО г.Узловая № 196-р от 18.11.2009 года «О признании утратившим силу распоряжения главы МО г.Узловая № 58-р от 30.04.2009 года «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей» не подлежит удовлетворению.

Доводы истца А. о том, что на момент замещения им должности заместителя главы администрации МО г.Узловая он имел достаточный для данной должности стаж работы по специальности, так как имел общий стаж работы по двум специальностям: агронома – 3 года 3 месяца и оператора дефектоскопной тележки – 3 года 10 месяцев, а всего 7 лет 1 месяц, суд отвергает по следующим основаниям.

Как следует из копии трудовой книжки истца А., с 1.09.1991 года по 14.06.1996 года он учился в Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, о чем получен диплом ЭВ № 674928. В указанном учебном заведении им получено высшее образование по специальности «ученый-агроном», что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Истец работал по указанной специальности 3 года и 3 месяца в следующие периоды.

- с 31.10.1997 года до 01.07.1998 года истец работал агрономом-семеноводом в ТОО «Лесное» (8 месяцев);

- с 01.07.1998 года до 22.07.1998 года - агрономом-семеноводом СПК «Лесной» (21 день);

- с 22.07.1998 года до 1.10.1998 года - временно исполняющим обязанности главного агронома (2 месяца 10 дней);

- с 1.10.1998 года до 28.08.1999 года - главным агрономом СПК «Лесной» (9 ме­сяцев 28 дней);

- с 28.08.1999 года по 04.02.2000 года - агрономом-семеноводом СПК «Лесной» (5 месяцев 8 дней);

- с 21.03.2002 года до 01.11.2002 года - главным агроном агрофирмы «Верховье» фи­лиал ЗАО «Медиа» (7 месяцев 12 дней);

- с 01.11.2002 года по 18.03.2003 год - заместителем директора по сельскому хозяйству агрофирмы «Верховье» филиал ЗАО «Медиа» (3 месяца 18 дней).

Как следует из копии свидетельства № 3715 от 30.10.20001 года о присвоении квалификации, А. в 2001 году окончил полный курс повышения квалификации по профессии (специальности) оператор дефектоскопных тележек, и ему присвоена указанная профессия (специальность). Данный документ не является документом о высшем образовании.

Типовыми квалификационными требованиями для замещения должностей муниципальной службы в Тульской области, определенными законом Тульской области от 17.12.2007 года № 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области» не предусмотрено сложение стажа работы по различным специальностям.

Стаж работы по специальности «ученый-агроном», по которой у истца имеется высшее образование, также не отвечает квалификационным требованиям, поскольку на 30.04.2009 года составляет менее 7 лет.

Как следует из копии приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 75/к от 18.11.2009 года, истец был уволен с должности первого заместителя главы администрации МО г.Узловая по п.11 ст.77 ТК РФ, а именно, в связи с нарушением установленных Трудовым Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

Согласно п.11 ст. 77 ТК РФ, одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

Согласно ст. 84 ТК РФ, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Суд считает установленным, что истец А. был принят на работу на должность первого заместителя администрации муниципального образования г.Узловая Узловского района в нарушение установленных ст. 9 Федерального закона РФ «О муниципальной службе в РФ» квалификационных требований к стажу работы по специальности, то есть, правила заключения трудового договора были нарушены.

Суд также считает, что нарушение указанных правил исключает возможность продолжения работы истца в высшей должности муниципальной службы, поскольку у него отсутствует необходимый для этого специальный стаж работы. При этом, суд считает неотносимыми к настоящему спору доводы истца о том, что за безупречную и эффективную муниципальную службу он был неоднократно поощрен денежными премиями, так как наличие либо отсутствие поощрений по службе никак не влияет на соответствие истца квалификационным требованиям к необходимому стажу работы.

Таким образом, оспариваемый истцом приказ (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 75/к от 18.11.2009 года является законным и отмене не подлежит.

Доводы истца А. о том, что его не ознакомили с приказом об увольнении под роспись, суд отвергает, поскольку они были опровергнуты в судебном заседании исследованными доказательствами.

Как следует из акта от 18.11.2009 года, в присутствии пяти человек, первый заместитель главы администрации МО г.Узловая А. был ознакомлен со следующими правовыми актами администрации МО г.Узловая.

- распоряжением администрации МО г.Узловая от 18.11.2009 года № 195-р «О рассмотрении комиссией, созданной для рассмотрения заявления А. о зачете в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей распоряжением администрации МО г.Узловая от 30.04.2009 года № 57-р, вопроса о правомерности ее рекомендации о зачете в стаж муниципальной службы А. иных периодов замещения должностей, изложенной в протоколе заседания комиссии от 30.04.2009 года»;

- распоряжением администрации МО г.Узловая от 18.11.2009 года № 196-р «О признании утратившим силу распоряжения администрации МО г.Узловая от 30.04.2009 года № 58-р «О зачете А. в стаж муниципальной службы иных периодов замещения должностей»;

- распоряжением администрации МО г.Узловая от 18.11.2009 года № 75/к о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении);

- распоряжением администрации МО г.Узловая от 18.11.2009 года № 138/к-о «О признании утратившим силу отдельных правовых актов администрации МО г.Узловая»

- письмом от 18.11.2009 года № 907 с предложением занять вакантную должность.

Указанные документы были представлены А. для ознакомления в оригиналах и подлинниках. А. взял копии документов, а от подписи, подтверждающей ознакомление с ними, отказался, ничем не мотивируя свой отказ. Настоящий акт А. также отказался подписать.

Акт содержит подписи присутствовавших лиц.

Изложенные в акте от 18.11.2009 года обстоятельства подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели Б. и З.

Как следует из письма главы администрации МО г.Узловая исх. № 907 от 18.11.2009 года, истцу А. в соблюдение требований ст.84 ТК РФ была предложена вакантная должность специалиста по ЖКХ отдела по благоустройству, гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и работе с населением комитета жилищно-коммунального хозяйства, мобилизационной подготовке, гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и работе с населением.

Как следует из штатного расписания администрации муниципального образования город Узловая Узловского района на 17.11.2009 года, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования город Узловая Узловского района № 193-р от 17.11.2009 года, на момент увольнения истца А. в администрации имелась одна вакансия по указанной должности.

То обстоятельство, что истцу А. предлагалась имеющаяся вакантная должность, помимо показаний свидетелей Б. и Ч., также подтверждается актом от 20.11.2009 года. Из указанного акта следует, что 20.11.2009 года в 16 часов 05 минут Р. попросила А. пояснить, согласен ли он на перевод на вакантную должность специалиста по ЖКХ отдела по благоустройству, гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и работе с населением комитета жилищно-коммунального хозяйства, мобилизационной подготовке, гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и работе с населением, которая ранее была ему предложена в письме от 18.11.2009 года. А. пояснил, что переводиться на должность специалиста по ЖКХ не желает, оформлять свой отказ в письменной форме и подписывать акт об отказе оформления согласия (несогласия) занять вакантную должность в письменной форме не будет, о причинах отказа не пояснил. Акт составлен начальником отдела по юридической, кадровой работе и делопроизводству администрации МО г.Узловая Р. в присутствии заместителя главы администрации МО г.Узловая Б. и главного специалиста аппарата Собрания депутатов МО г.Узловая Ш., и подписан указанными лицами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что увольнение истца А. было произведено с соблюдением требований, предусмотренных ТК РФ, таким образом, оснований для удовлетворения его требования о восстановлении на работе не имеется.

То обстоятельство, что назначение истца А. на должность первого заместителя главы администрации МО г.Узловая и увольнение с указанной должности не было согласовано с Собранием депутатов МО г.Узловая в нарушение ст. 10 Положения об администрации муниципального образования город Узловая Узловского района, утвержденного решением Собрания депутатов МО г. Узловая от 11.01.2006 года № 6-18, согласно которой, назначение и освобождение от должности заместителей главы администрации производится главой администрации МО г. Узловая по согласованию с Собранием депутатов МО г. Узловая, суд находит несущественным и не влияющим на правомерность увольнения истца.

Требования истца А. о взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку вытекают из требования о восстановлении на работе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований А. к администрации муниципального образования город Узловая Узловского района, Собранию депутатов муниципального образования город Узловая Узловского района об отмене распоряжений администрации муниципального образования г. Узловая Узловского района, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда - полностью отказать.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба, представление в Тульский областной суд через Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня его принятия.


Председательствующий









Вернуться к судебной практике по делам об увольнении по п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ


Вернуться к общему разделу судебной практики