Главная > Статьи по трудовому праву > Досудебная претензия работодателю. Как она может навредить работнику


Юрист по трудовому праву в Москве

+7 (903) 219 00 24



Поделитесь этой статьей в соцсетях

ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ РАБОТОДАТЕЛЮ. КАК ОНА МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ РАБОТНИКУ

Досудебная претензия работодателю

Если посмотреть статистику поискового запроса "Претензия работодателю" в Яндексе и Гугле, то можно увидеть, что информацию по этому запросу ищут очень многие и очень часто. Нередко и ко мне, как к юристу по трудовому праву, граждане обращаются с просьбой составить претензию работодателю. По разным поводам: не выплатили зарплату, незаконно уволили, что-то не выдали, что-то не предоставили и т.д.

И каждый раз приходится в таких случаях проводить довольно сложную разъяснительную работу для того, чтобы убедить клиента в абсолютной бесполезности (а зачастую даже и вредности) этого документа.

Дело в том, что большинство наших граждан почему-то уверены в том, что:

1) претензия работодателю - это некий обязательный документ, так сказать, последнее предупреждение перед подачей иска в суд (ну, типа, есть же такое понятие как досудебная претензия, значит перед любым судебным процессом надо соблюсти этот досудебный порядок);

2) претензия страх как подействует на работодателя, он испугается и сделает все, что написано в этой бумажке. А особенно если претензию напишет юрист и сошлется в ней на все, какие только можно, статьи закона. Это придаст бумажке весомость, покажет серьезность намерений работника, а также косвенно намекнет, что работник не лох и имеет своего юриста. А юрист, уж он-то законы знает...

3) претензия работодателю позволяет сэкономить деньги на судебные расходы. Оплатить составление одного документа намного дешевле, чем оплачивать услуги юриста в суде. А результат тот же, поскольку см. пункт 2.

4) попытка решить дело миром положительно характеризует работника в глазах судьи и поэтому судья потом будет на стороне работника.

Вот примерно с такими мыслями ко мне обращаются граждане, желающие заказать "претензию работодателю". Казалось бы, есть заказ - пиши что хочет клиент, получай деньги за услугу, а там трава не расти. Кстати, многие юристы так и делают, зарабатывая на составлении претензий неплохие деньги. И не парятся из-за того, что составляют бесполезную, а, зачастую, и вредную для клиента писанину. А в том, что она именно такая, юристы не могут не знать, если это хорошие специалисты. А если не знают, то хорошими специалистами их назвать нельзя. Но, к сожалению для клиентов, это выясняется уже после того, как услуга юриста уже оплачена.

Ну так вот. Почему я настоятельно не рекомендую работникам посылать (или передавать) претензию работодателю.

Как я написала выше, такая претензия - это абсолютно бесполезный документ, лишенный и юридического и здравого смысла. Этот документ не предусмотрен трудовым законодательством, и работодателя ни к чему работодателя не обязывает. Если работник считает, что его права нарушены, законодательством предусмотрены иные механизмы защиты - как минимум обращение в Государственную инспекцию труда (ГИТ) или суд. В ГИТ работнику достаточно написать жалобу, а в суд - исковое заявление. Причем досудебного урегулирования конфликта не требуется. То есть совершенно не обязательно писать претензию работодателю перед тем, как обратиться в суд.

Теперь о том, почему претензия работодателю не только бесполезный документ для работника, но еще и документ, который в некоторых случаях может навредить ему.

Дело в том, что существует исковая давность по трудовым спорам (или, грамотнее сказать, срок на обращение в суд по трудовым спорам). Этот срок различается в зависимости от категории спора - месяц, три месяца и год. И дожидаясь от работодателя ответа на претензию или каких-то его действий в ответ на претензию, работник может пропустить срок исковой давности, если работодатель не исполнит требования, изложенные в претензии и в итоге работнику придется обращаться в суд. Хорошо, что уже несколько лет как установлен годовой срок исковой давности по взысканию зарплаты и других денежных сумм. Раньше срок был три месяца и работники из-за ожидания ответа или ожидания действий работодателя в ответ на претензию пропускали этот срок. Кстати, недобросовестные работодатели могли намеренно кормить работника "завтраками", чтобы работник пропустил срок. Годовой срок, который установлен сейчас на обращение в суд по денежным требованиям, все же дает довольно большой временной отрезок работнику до подачи иска. И маловероятно, что работник этот срок пропустит. А вот по другим требованиям сроки остались прежними - один месяц по спорам об увольнении и три месяца по всем остальным спорам (например о признании незаконным замечания или выговора). И вот тут-то, в ожидании телодвижений от работодателя в ответ на претензию, работник может пропустить эти небольшие сроки. В итоге, если работник все же решит обратиться в суд, ему может быть отказано в удовлетворении исковых требований. И самое обидное, не из-за того, что требования необоснованные, а из-за того, что работником пропущен срок на обращение в суд. Да, законодательством предусмотрено восстановление судом этого срока, если он пропущен по уважительным причинам. Однако, попытка работника урегулировать трудовой спор в досудебном порядке не является уважительной причиной пропуска срока.

Вот и получается, что не всегда претензия работодателю является разумным решением разрешения трудового спора. Поэтому не тратьте деньги на ее составление у юристов.



Все статьи >>>


Если информации, представленной на сайте, не хватило для решения Вашей проблемы – звоните по телефону

+7 (903) 219 00 24 (Москва)


юрист по трудовому праву


Главная > Статьи по трудовому праву > Досудебная претензия работодателю. Как она может навредить работнику