Главная > Судебная практика > Увольнение по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ > Решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 12.09.2008



Увольнение по сокращению муниципального служащего признано незаконным поскольку он был уволен в период нетрудоспособности


РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.09.2008 г.

г.Барабинск.

Барабинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Расколуповой Г.А.,
с участием помощника прокурора Барабинской межрайонной прокуратуры Мамека О.В.,
при секретаре Слепухиной Н.С..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области о восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, к Совету депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области о признании решения Совета депутатов от 03.04.2008 г. № 202 недействующим,

УСТАНОВИЛ:

П. обратился в суд с иском к администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области и просит суд восстановить его на работе в должности 1-го заместителя главы администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, взыскать с администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области оплату за время вынужденного прогула, взыскать с администрации г.Барабинска, Барабинского района Новосибирской области компенсацию морального вреда в размере 1 миллиона рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал в исковом заявлении и пояснил в суде следующее.

С 21.02.2005 г. работал в должности 1-го заместителя главы администрации г.Барабинска, был уволен с 04.07.2008 г. с указанной должности по п.2 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата. Увольнение считает незаконным, так как был уволен менее чем за 2 месяца со дня уведомления о предстоящем увольнении, ему не были предложены все вакантные должности, имеющиеся в администрации, нарушено его преимущественное право на оставление на работе, уволен был в период временной нетрудоспособности. Кроме этого в качестве основания того, что увольнение является незаконным указал, что решение № 202 Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области «О структуре администрации», которой утверждена структура администрации г.Барабинска, по которой отсутствует должность 1-го заместителя главы администрации, на основании которого главой администрации было вынесено распоряжение № 123 от 11.04.2008 г., которым было утверждено новое штатное расписание администрации г.Барабинска, и распоряжение № 126 от 11.04.2008 г., которым предусмотрено сокращение структурных подразделений и штатных единиц, противоречат вышестоящим нормативным актам, а именно п.2 ст.6 ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ от 02.03.2007 г., а также Закону Новосибирской области от 30.10.2007 г. № 157-ОЗ «О муниципальной службе в Новосибирской области», Закону Новосибирской области № 74-ОЗ от 25.12.2006 г. с изменениями от 15.10.2007 г. № 136-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области». В реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области предусмотрена должность 1-го заместителя главы администрации. Поэтому, по мнению истца, должность первого заместителя главы администрации должна быть предусмотрена в структуре и штате администрации. Незаконным увольнением ему был причинен моральный вред выразившийся в нравственных страданиях, переживаниях.

В ходе подготовки дела к рассмотрению судом П. заявил дополнительное требование о признании решения Совета депутатов от 03.04.2008 г. № 202 недействующим на том основании, что решение № 202 Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области «О структуре администрации», которой утверждена структура администрации г.Барабинска, по которой отсутствует должность 1-го заместителя главы администрации, на основании которого главой администрации было вынесено распоряжение № 123 от 11.04.2008 г., которым было утверждено новое штатное расписание администрации г.Барабинска, и распоряжение № 126 от 11.04.2008 г., которым предусмотрено сокращение структурных подразделений и штатных единиц, противоречат вышестоящим нормативным актам, а именно п.2 ст.6 ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ от 02.03.2007 г., а также Закону Новосибирской области от 30.10.2007 г. № 157-ОЗ «О муниципальной службе в Новосибирской области», Закону Новосибирской области № 74-ОЗ от 25.12.2006 г. с изменениями от 15.10.2007 г. № 136-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области». В реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области предусмотрена должность 1-го заместителя главы администрации, но в оспариваемом решении должности 1-го заместителя главы администрации не предусмотрено, что повлекло сокращение его должности. Истец считает, что указанным решением Совета депутатов г.Барабинска нарушено его право на труд, предусмотренное ст.37 Конституции РФ. Принятое указанное решение Совета депутатов повлекло сокращение в штате администрации муниципальной должности первого заместителя главы администрации и его увольнение с занимаемой должности.

Дополнительное требование принято к совместному рассмотрению судом и в качестве соответчика по делу привлечен Совет депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области.

Администрация г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области иск не признала. В обоснование своих возражений на заявленные требования представители ответчика - администрации г.Барабинска, в письменном возражении указали и суду пояснили, что при увольнении П. с должности 1-го заместителя главы администрации в связи с сокращением штата были соблюдены в нормы законодательства ст.81 ч.3, ст.179, ст.180 и ст.261 ТК РФ, а также ст.9 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ст.3 Закона Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области», права П. при увольнении нарушены не были.

П. работал в администрации г.Барабинска 1-м заместителем главы администрации с 21.02.2005 г.

Решение № 202 «О структуре администрации» было принято 03.04.2008 г. Советом депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области. 09.04.2008 г. было опубликовано в газете «Барабинский вестник». Распоряжениями № 123, 126 главы администрации было утверждено новое штатное расписание администрации и определены должности подлежащие высвобождению в результате сокращения штата. Должность 1-го заместителя главы администрации была сокращена наряду с сокращением структурных подразделений и штатных единиц: управления экономического развития со штатными единицами - начальника управления, заместителя начальника, главных специалистов – 4 ед., управления градостроительства и ЖКХ со штатными единицами – начальника управления и техника, отдела физкультуры и спорта со штатной единицей начальника отдела, отдела культуры со штатными единицами – начальника отдела и главного специалиста, отдела по делам молодежи со штатными единицами – начальника отдела и ведущего специалиста, юридического отдела со штатными единицами – начальника отдела и ведущего специалиста, кроме того были сокращены должности заместителя главы и управделами. П. был уведомлен о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата и уволен был более чем через 2 месяца со дня предупреждения о предстоящем увольнении. П. не предлагались вакантные должности в администрации г.Барабинска, на которые были переведены другие работники администрации г.Барабинска, которые также были предупреждены о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата.

П. предлагались все другие вакантные должности в администрации г.Барабинска, на которые не были переведены другие работники администрации, в том числе и должность заместителя главы администрации - начальника управления делами, от перевода на которые он отказался.

П. был уволен 04.07.2008 г. по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников администрации. В день увольнения П. не пребывал в отпуске, на момент ознакомления его с приказом об увольнении не заявлял о своей нетрудоспособности, только после обращения в суд с исковым заявлением, П. предоставил в администрацию листок нетрудоспособности. По мнению представителей администрации г.Барабинска, данный факт свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны П.

Представитель Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области – председатель Совета депутатов в письменных возражениях на заявленное требование о признании недействующим решения № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» указал следующее.

Согласно ч.8 ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Согласно ст.6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

В ч.1 ст.7 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» говорится, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций

В п.п.8, 9 ст.32 Устава г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, принятого решением № 159 от 8 ноября 2007 года Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва с изменениями от 3 апреля 2008 года решения № 194 25 - сессии говорится следующее: «Администрация города Барабинска состоит из главы администрации, заместителей главы администрации, структурных подразделений. Структура администрации г.Барабинска утверждается Советом депутатов по представлению главы местной администрации». По мнению представителя Совета депутатов, исходя из вышеперечисленных нормативно-правовых актов, наличие наименования должности первого заместителя главы администрации в Реестре должностей муниципальной службы Новосибирской области не является указанием на создание в обязательном порядке в структуре администрации этой должности.

Кроме того, истец П. пропустил по неуважительной причине трёхмесячный срок обращения в суд и в связи с этим просит отказать П. в иске о признании недействующим решения Совета депутатов № 202 от 03.04.2008 г.

П. в суд обратился с пропуском трёхмесячного срока установленного для обращения в суд.

Причиной пропуска указанного срока на обращение в суд П. указал то, что с соответствующим заявлением о незаконности обжалуемого решения он обращался в прокуратуру и ждал ответа с правовой оценкой решения органа местного самоуправления.

Согласно ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий, нарушающих права и свободы граждан» жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно ст.5 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий, нарушающих права и свободы граждан" для обращения в суд с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 указанного Закона.

Обжалуемое П. решение Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва было опубликовано в установленном порядке в газете «Барабинский вестник» 9 апреля 2008 года.

По мнению Совета депутатов г.Барабинска оспариваемое решение было доведено до сведения неопределенного круга лиц и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации об утверждении структуры администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области у А.Ф. П. и других лиц не имелось.

П. просит восстановить ему срок на обращение в суд с требованием о признании недействующим решения № 202 от 03.04.2008 г. Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области «О структуре администрации», так как пропустил указанный срок в связи с тем, что с соответствующим заявлением о незаконности обжалуемого решения он обращался в прокуратуру и ждал ответа с правовой оценкой решения органа местного самоуправления. Причину пропуска считает уважительной.

Выслушав пояснения сторон, изучив показания свидетелей, представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к мнению, что исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Судом установлено, следующее.

П. работал на муниципальной должности муниципальной службы категории «В» первого заместителя главы администрации МО г.Барабинска Новосибирской области с 21.02.2005 г., что подтверждается распоряжением № 20 от 21.02.2005 г. (л.д.35), № 37 от 25.05.2005 г. (л.д.34), трудовым договором о муниципальной службе (л.д.36-38), трудовой книжкой серия ТК-1 № 3236087 П. (л.д.13)

29.02.2008 г. в наименование администрации МО г.Барабинска Новосибирской области было внесено изменение – администрация г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области с связи с принятием нового Устава МО г.Барабинска Новосибирской области, что подтверждается

- Уставом г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, из которого следует, что Устав принят решением № 159 08.11.2007 г. Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по сибирскому федеральному округу 16.11.2008 г., согласно ст.1 ч.2 Устава наименование муниципального образования – г.Барабинск Барабинского района Новосибирской области (л.д.46-70);

- выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, свидетельством о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, из которых следует, что в ЕГРЮЛ 29.02.2008 г. были внесены изменения о юридическом лице в связи с изменениями внесенными в учредительные документы (л.д.71-79);

- пояснениями сторон.

04.07.2008 г. П. был уволен с муниципальной должности муниципальной службы категории «В» первого заместителя главы администрации г.Барабинска Новосибирской области по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников администрации, что подтверждается распоряжением № 241 от 02.07.2008 г. (л.д.23), трудовой книжкой серия ТК-1 № 3236087 П. (л.д.13).

У администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области имелось законное основание для увольнения П. по п.2 ст. 81 ТК РФ – в связи с сокращением штата работников администрации.

Так решением Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации», принятом Советом депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибиоской области по представлению главы администрации в соответствии с компетенцией Совета депутатов, определенной ст.37 ч.8 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в редакции на день принятия указанного решения, ст.32 ч.9 Устава г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, в соответствии с п.21.5 Регламента Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, и в соответствии с указанными нормами указанного ФЗ и Устава г.Барабинска, была утверждена новая структура администрация г.Барабинска, в которой предусматривалась муниципальная должность главы администрации, заместитель главы администрации - начальник управления градостроительства и ЖКХ, заместитель главы администрации - начальник управления делами, управления и отделы.

Таким образом, в новой структуре администрации г.Барабинска Барабинского района не предусматривалась муниципальная должность муниципальной службы - первого заместителя главы администрации.

Данные обстоятельства подтверждаются решением № 202 от 03.04.2008 г. Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области «О структуре администрации» и приложением к данному решению (л.д.41-42), Уставом г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области (л.д.48-70), протоколом заседания 25 сессии Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва, Регламентом Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, решением № 24 от 17.03.2006 г. Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области «О структуре администрации» и приложением к данному решению (л.д.39-40), решением № 138 от 08.06.2007 г. Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области «О внесении изменений в приложение к решению 3-й сессии Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области второго созыва от 17.03.2006 г. № 24» (л.д.43), пояснениями сторон.

Решение Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» было опубликовано в газете «Барабинский вестник» 09.04.2008 г., что подтверждается газетой «Барабинский вестник» и вступило в силу с 10.04.2008 г. в соответствии с ст.23 ч.3 Устава г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области (л.д.60). Вступление в силу решения № 202 от 03.04.2008 г. Совета депутатов г.Барабинска, Барабинского района Новосибирской области соответствует нормам ст.47 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в редакции на день принятия указанного решения.

Главой администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области в соответствии с решением Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» было издано распоряжение № 123 от 11.04.2008 г. «Об утверждении штатного расписания администрации» и распоряжение № 126 от 11.04.2008 г. о проведении сокращения структурных подразделений и штатных единиц, в соответствии с которыми в новом штатном расписании администрации с 11.04.2008 г. не предусматривалась муниципальная должность первого заместителя главы администрации, муниципальная должность первого заместителя главы администрации подлежала сокращению, П. как первый заместитель главы администрации подлежал предупреждению о предстоящем сокращении.

Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением № 48 от 14.02.2008 г. «Об утверждении штатного расписания администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области», штатным расписанием, утвержденным указанным распоряжением с 15.02.2008 г., распоряжением № 88 от 13.03.2008 г. «Об утверждении штатного расписания администрации» и штатным расписанием с 01.03.2008 г.,утвержденным указанным распоряжением, распоряжением № 123 от 11.04.2008 г. «Об утверждении штатного расписания администрации», штатным расписанием, утвержденным указанным распоряжением, и распоряжение № 126 от 11.04.2008 г. (л.д.24-25, 31-33).

На основании приведенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что сокращение штата в администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области действительно имело место и муниципальная должность первого заместителя главы администрации, которую занимал П., подлежала сокращению.

Суд находит несостоятельным довод истца о том, что сокращение занимаемой им муниципальной должности первого заместителя главы администрации является незаконным.

Согласно ст.6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 02.03.2007 г. должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Из ч.1 ст.7 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ч.8 ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2007 г. в редакции на апрель 2008 г. структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Следовательно, представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет структуру местной администрации. Приведенные выше законодательные акты, а также Закон Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» № 157-ОЗ от 30.10.2007 г., Закон Новосибирской области «О реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области» № 74-ОЗ от 25.12.2005 г. в редакции Закона Новосибирской области от 15.10.2007 г. № 136-ОЗ, не содержат норм, обязывающих представительный орган муниципального образования в обязательном порядке предусматривать в структуре местной администрации все муниципальные должности муниципальной службы, которые предусмотрены в реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области, учреждаемые для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципальных органов поселений, в частности, в поселениях с численностью населения свыше 25 000 человек.

В то же время судом установлено, что при увольнении П. по п.2 ст.81 ТК РФ нарушен порядок увольнения.

П. уволен 04.07.2008 г., что подтверждается распоряжением № 241 от 02.07.2008 г. (л.д.23), пояснениями сторон.

П. 04.07.2008 г. являлся нетрудоспособным.

Так П. суду пояснил, утром 04.07.2008 г. пришел на работу с повышенным артериальным давлением, поехал в больницу на прием к врачу, получил больничный лист, приехал на работу обратно, после этого к нему в кабинет пришли Н. и другие работники администрации и стали знакомить его с приказом об увольнении. После обеда он заходил к Н., показал больничный, потом уехал домой.

Представитель ответчика Н. суду пояснила, что 04.07.2008 г. после обеда П. заходил к ней в кабинет и сообщил, что у него больничный лист, 23.07.2008 г. П. был представлен больничный лист для оплаты.

Свидетель Р. суду пояснил, что от П. ему известно, что его уволили когда у него был больничный лист.

Свидетель Ц. суду пояснила, что П. представил больничный лист после увольнения.

Свидетель А. пояснил, что после того как П. ознакомили с приказом об увольнении, П. приходил в кабинет, где работает он и Н., показывал больничный лист, сказал, его не имели право увольнять. Больничный лист он видел издалека.

Как следует из письменных возражений на предъявленный иск ответчик признает, что П. предоставил листок нетрудоспособности в администрацию г.Барабинска.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, следует, что П. был уволен по инициативе администрации в период его временной нетрудоспособности.

Согласно ст.81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе администрации в период его временной нетрудоспособности.

Довод представителей ответчика о том, что П. злоупотребил правом, не поставив в известность работодателя во время ознакомления с приказом об увольнении, о его временной нетрудоспособности, суд находит несостоятельным.

По смыслу п.27 Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» злоупотребление работником правом предполагает сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы.

В настоящем деле установлено, что П. сообщил работодателю в день увольнения, поставив в известность работника, отвечающего за кадровую работу, о его временной нетрудоспособности, показав больничный лист.

Таким образом, увольнение П. произведено с нарушением порядка, предусмотренного трудовым законодательством.

П. не была предложена вакансия муниципальной должности заместителя главы администрации – начальника управления делами.

Так из пояснений представителя ответчика Н. следует, что 22.04.2008 г. П. приходил в администрацию г.Барабинска сдать больничный лист, она предложила П. ознакомиться с распоряжением главы администрации, новым штатным расписанием, актом, где были указаны вакантные должности. П. ознакомиться отказался, пояснив, что находится в отпуске, никакими вопросами заниматься не будет.

Свидетель Л. суду пояснила, что со слов Н. ей известно, что П. 22.04.2008 г. отказался знакомиться приготовленным Н. уведомлением о наличии вакантных должностей, где была в том числе указана должность заместителя главы администрации – начальника управления делами, сославшись на то, что он находится в отпуске.

Как следует из записи, сделанной в акте о предложении работы в связи с сокращением штата, численности работников от 22.04.2008 г., в котором среди вакантных должностей указана муниципальная должность заместителя главы администрации – начальника управления делами, П. отказался от ознакомления с данным актом.

П. не отрицает того факта, что приходил в администрацию г.Барабинска 22.04.2008 г., но пояснил, что ему не предлагалась должность заместителя главы администрации - начальника управления делами.

Приведенные доказательства, которым у суда нет оснований не доверять, опровергают показания свидетеля А. о том, что 22.04.2008 г. П. была предложена вакантная должность заместителя главы администрации - начальника управления делами, П. отказался от неё, сведения указанные в акте, составленном 22.04.2008 г., о том, что П. отказался дать письменное согласие на перевод на вакантные должности.

Таким образом, нельзя признать, что П. была предложена должность заместителя главы администрации – начальника управления делами, так как он не ознакомился с актом о предложении работы в связи с сокращением штата, численности работников от 22.04.2008 г., следовательно, не знал, что о содержании данного акта, поэтому фактически не отказывался от перевода на должность заместителя главы администрации – начальника управления делами.

Так согласно части 4 раздела 1 п.2 реестра должностей муниципальной службы в Новосибирской области, утвержденном Законом Новосибирской области от 25.12.2006 г. № 74-ОЗ (в редакции Закона Новосибирской области от 15.10.2007 г. № 136-ОЗ) должность заместителя главы администрации относится к высшей должности.

Согласно ст.3 Закона Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» № 157-ОЗ от 30.10.2007 г. в число типовых квалификационных требований для замещения муниципальной службы высшей группы входит наличие высшего профессионального образования, стажа муниципальной службы на должности главной группы должностей муниципальной службы или стажа государственной службы на должностях ведущей группы должностей государственной гражданской службы (государственной службы иного вида) не менее 3 лет или стажа работы по специальности на руководящих должностях не менее 3 лет, знание Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, устава Новосибирской области, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области по вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления (муниципальных органов), знание основ законодательства РФ и Новосибирской области о муниципальной службе, знаний основ муниципального управления, знание правовых актов, регламентирующих служебную деятельность, специальные профессиональные знания, необходимые для исполнения должностных обязанностей, которые подтверждаются документами государственного образца о высшем образовании, наличие навыков принятия управленческого решения, стратегического планирования, подготовки проектов правовых актов, иных управленческих документов, организации работы коллектива, постановки задач, аналитической работы, системного подхода в решении задач, применения специальных профессиональных знаний, осуществления контроля, ведения деловых переговоров, совещаний, публичных выступлений, разрешения конфликтов, владения приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных, делегирования полномочий подчиненным, других навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

В муниципальном образовании – г.Барабинск Барабинского района Новосибирской области квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимых для замещения высшей должности муниципальной службы на основе указанных выше типовых квалификационных требований, не установлены муниципальным правовым актом как того требует ст. 9 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» 25-ФЗ от 02.03.2007 г.

Представленные ответчиком должностные инструкции, утвержденные главой администрации г.Барабинска в соответствии с ст.43 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не являются муниципальными правовыми актами.

Следовательно, при решении вопроса о том, соответствовал ли П. квалификационным требованиям для замещения высшей должности муниципальной службы необходимо руководствоваться типовыми квалификационными требованиями.

П. имеет высшее профессиональное образование по специальности государственное и муниципальное управление, что подтверждается дипломом государственного образца государственного образовательного учреждения. Как следует из диплома, обучение П. закончил в 2005 г.

Как следует из приложения к диплому, П. за время обучения сдал зачеты, промежуточные и итоговые экзамены, которые свидетельствуют, что он имеет знание Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, знание основ законодательства РФ о муниципальной службе, знаний основ муниципального управления, знание правовых актов, регламентирующих служебную деятельность, имеет специальные профессиональные знания, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

П. имеет стаж муниципальной службы на должности высшей группы должностей муниципальной службы не менее 3 лет, так как с 21.02.2005 г. работал в должности первого заместителя главы администрации, которая относится к высшей должности муниципальной службы, что подтверждается распоряжением № 20 от 21.02.2005 г. (л.д.35), № 37 от 25.05.2005 г. (л.д.34), трудовым договором о муниципальной службе (л.д.36-38), трудовой книжкой серия ТК-1 № 3236087 П. (л.д.13)

Наличие у П. высшего профессионального образования по специальности государственное и муниципальное управление, работы более 3 лет в высшей должности муниципальной службы - первого заместителя главы администрации свидетельствует о наличие у него навыков принятия управленческого решения, стратегического планирования, подготовки проектов правовых актов, иных управленческих документов, организации работы коллектива, постановки задач, аналитической работы, системного подхода в решении задач, применения специальных профессиональных знаний, осуществления контроля, ведения деловых переговоров, совещаний, публичных выступлений, разрешения конфликтов, владения приемами межличностных отношений и мотивации подчиненных, делегирования полномочий подчиненным, других навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

П. мог быть переведен на указанную вакантную должность с его согласия, так как он соответствовал квалификационным требованиям, установленным для замещения данной муниципальной должности.

На вакантную должность заместителя главы администрации – начальника управления делами с 25.04.2008 г. был назначен В., который до этого не работал в администрации г.Барабинска, что подтверждается распоряжением № 145 от 24.04.2008 г. главы администрации (л.д.95), трудовым договором о муниципальной службе, трудовой книжкой.

Таким образом, увольнение П. произведено с нарушением порядка, предусмотренного ст.81 ТК РФ. Согласно ст.81 ТК РФ увольнение по п.2 ст.81 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу) которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Согласно ст.394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным, работник должен быть восстановлен на прежней работе, органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Согласно п.60 Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ», работник, уволенный с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

Следовательно, требование П. о восстановлении его на работе в должности первого заместителя главы администрации г. Барабинска подлежит удовлетворению.

Довод П. о том, что он был уволен менее чем за 2 месяца со дня уведомления его о предстоящем увольнении, суд находит несостоятельным.

Согласно ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

ТК РФ не содержит прямых указаний, в какой форме работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись. Следовательно, допустимо предупреждение работодателем работника о предстоящем увольнении по почте с уведомлением о вручении.

Судом установлено, что администрацией г.Барабинска в адрес П. 15.04.2008 г. было направлено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, которое он получил 04.05.2008 г., так как он находился вначале в отпуске, затем на больничном, что подтверждается пояснения представителя ответчика, сопроводительным письмом (л.д.79), уведомлением о предстоящем увольнении (л.д.80), копией уведомления о вручении почтового отправления (л.д.81) и не оспаривается П.

П. на момент получения указанного уведомления о предстоящем увольнении находился на больничном, что подтверждается листком нетрудоспособности о том, что с 25.04.2008 г. по 17.05.2008 г. он был нетрудоспособен и освобожден от работы.

На основании изложенного суд приходит к мнению, что П. был предупрежден администрацией г.Барабинска о предстоящем увольнении в связи сокращением штата персонально и под роспись 04.05.2008 г.

Как уже установлено судом, П. был уволен 04.07.2008 г., т.е. более чем за 2 месяца со дня уведомления о предстоящем увольнении.

Довод представителя ответчика о том, что П. был уведомлен о предстоящем увольнении 22.04.2008 г. суд находит несостоятельным, так как согласно акта от 22.04.2008 г. П. отказался знакомиться в распоряжением главы администрации, и ему никто не предлагал ознакомиться с уведомлением о предстоящем увольнении.

Довод П. о том, что не соблюдено преимущественное право на оставление на работе суд находит несостоятельным.

Так ст.179 ТК РФ предусматривает преимущественное право оставления на работе при сокращении штата работников для работников с более высокой производительностью труда и квалификацией. Нормы данной статьи ТК РФ подлежат применению, когда увольнению подлежит один из работников, занимающих равные должности или выполняющих работу по одной профессии.

П. один занимал должность первого заместителя главы администрации.

Работодатель свободен в выборе кадровой политике и того, кому и какую свободную вакантную должность из работников, подлежащих увольнению в связи с сокращением штата, предложить и с их согласия перевести на предложенные должности.

Администрацией г.Барабинска не были нарушены норма ст.179 ТК РФ тем, что П. не были предложены должности заместителя главы администрации – начальника управления градостроительства и ЖКХ, начальника отдела экономики и прогнозирования, главного специалиста в отделе экономики и прогнозирования, три должности главных специалистов отдела по делам культуры, молодежи и спорта, должности начальника отдела развития малого бизнеса, торговли и услуг, должность главного специалиста отдела развития малого бизнеса, торговли и услуг, должность ведущего специалиста отдела развития малого бизнеса, торговли и услуг.

На указанные должности были переведены с их согласия другие работники администрации, которые также подлежали увольнению в связи с сокращением штата.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя ответчика, распоряжением главы администрации г.Барабинска от 11.04.2008 г. № 126, распоряжением № 132 от 17.04.2008 г. главы администрации г. Барабинска.

На основании изложенного, суд считает, что при увольнении истца не были нарушены нормы ст.179 ТК РФ.

Согласно ст.394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Следовательно, требование истца о взыскании с администрации г.Барабинска оплаты за время вынужденного прогула подлежит удовлетворению.

Определение среднего заработка за время вынужденного прогула подлежит согласно ст.139 ч.7 ТК РФ в соответствии с «Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 213.

В соответствии с п.3 указанного положения расчетным периодом являются 12 месяцев, предшествующих вынужденному прогулу. В соответствии с п.4 указанного Положения из расчетного периода исключаются периоды, когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ, работник получал пособие по временной нетрудоспособности, работник освобождался от работы в других случаях и ему сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ.

Для определения среднего заработка согласно п.8 указанного Положения используется среднедневной заработок. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. Согласно п.14 указанного Положения при определении среднего заработка премии и вознаграждения, фактически начисленные за расчетный период, учитываются в следующем порядке:
ежемесячные премии и вознаграждения - не более одной выплаты за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода;
премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;
вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий календарный год, - в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Исходя из изложенного расчетным периодом является 12 месяцев с июня 2007 г. по июнь 2008 г. включительно.

Исходя из норм Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», справки о начисленной заработной платы лицевых счетов по начислению заработной платы П. (л.д.28-30) средне дневной заработок составляет, исходя из фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней, коэффициента повышения заработной платы за расчетный период согласно постановления администрации Новосибирской области № 206-па от 28.12.2007 г., постановления губернатора Новосибирской области №143 от 11.04.2008 г., распоряжения главы администрации г.Барабинска, Барабинского района Новосибирской области № 71 от 28.02.2008 г., решения № 192 от 12.02.2008 г. Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, Положения об оплате труда членов выборных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, представленных ответчиком, 2460 руб. 68 коп.

Количество дней подлежащих оплате в связи с вынужденном прогулом с 05.07.2008 г. по 12.09.2008 г. составляет 50 дней.

На основании изложенного оплата за время вынужденного прогула составляет 123 033 руб. 75 коп.

Согласно п. Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ»,

Как следует из справки представленной администрацией г.Барабинска П. были выплачены сохраняемый среднемесячный заработок за 1 месяц в сумме 45 901 руб. 99 коп. и за второй месяц в сумме 50 029 руб. 35 коп. Данное обстоятельство не оспаривается П.

На основании изложенного суд приходит к мнению, что с администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области в пользу истца подлежит взысканию оплаты за время вынужденного прогула в сумме 27 102 руб. 41 коп.

Согласно ст.394 ТК РФ В случае увольнения с нарушение установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

Администрацией г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области увольнением с нарушением порядка увольнения причинен П. моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях, нарушении сна, что подтверждается показаниями свидетелей Ф., П., Р., Г.

Из показаний свидетеля Ф. следует, что П. был подавлен, что выразилось в том, что не был расположен к разговору и общению, переживал по поводу увольнения.

Из показаний свидетеля П. следует. что с П. общалась по поводу его увольнения уже после его увольнения. П. по поводу того, что его уволили, испытывал волнение, не мог в это поверить, переживал. Со слов П. знает, что у него была бессонница, ухудшилось состояние здоровья, был подавлен - не мог ничего делать.

Из показаний свидетеля Р. следует, что видел П. в день увольнения, он был взволнован, считая, что его незаконно уволили.

Из показаний свидетеля Г. следует, что она видела П. в день увольнения, он был расстроен по поводу увольнения.

Исходя из характера причиненных П. нравственных страданий, степени вины администрации г.Барабинска, учитывая требования разумности и справедливости суд приходит к мнению, что требование истца о взыскании компенсации морального вреда с администрации МО г.Барабинска подлежит удовлетворению в сумме 10 000 руб.

Не подлежит удовлетворению ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с требованием о признании решения № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, требование о признании решения № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области, требование не подлежит удовлетворению.

Решение № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области является ненормативным правовым актом, так как не отвечает таким существенным признакам, характеризующими нормативны правовой акт, как наличие в нем норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст.256 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Решение Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» было опубликовано в газете «Барабинский вестник» 09.04.2008 г., что подтверждается газетой «Барабинский вестник» и вступило в силу с 10.04.2008 г. в соответствии с ст.23 ч.3 Устава г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области (л.д.60). Вступление в силу решения № 202 от 03.04.2008 г. Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области соответствует нормам ст.47 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131–ФЗ от 06.10.2003 г. в редакции на день принятия указанного решения.

Оспариваемое решение было доведено до сведения неопределенного круга лиц и никаких обстоятельств, затрудняющих получение информации об утверждении структуры администрации г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области у П. не имелось.

П. обратился в суд с требованием о признании оспариваемого решения недействующим 06.08.2008 г., т.е. с пропуском срока установленного ст.256 ГПК РФ для обращения граждан в суд с указанным заявлением.

Согласно ст.112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В то же время согласно ст.256 ч.2 ГПК РФ причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из пояснения П. причиной пропуска срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» Совета депутатов г. Барабинска Барабинского района Новосибирской области им пропущен в связи с тем, что он с соответствующим заявлением о незаконности обжалуемого решения он обращался в прокуратуру и ждал ответа с правовой оценкой решения органа местного самоуправления.

Указанную причину пропуска срока суд признает не уважительной, так как она не является обстоятельством , которые препятствовало П. обратиться в суд в установленный ГПК РФ срок с заявлением об оспаривании решения № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области.

Следовательно, П. должно быть отказано в удовлетворении требования о признании решения № 202 от 03.04.2008 г. «О структуре администрации» Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области недействующим в связи с пропуском срока на обращении в суд.

Согласно ст.396 ТК РК ст.211 ГПК РФ решение о восстановлении П. на работе в должности первого заместителя главы администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области подлежит немедленному исполнению.

Согласно ст.103 ГПК РФ с администрации г.Барабинска подлежат взысканию в федеральный бюджет судебные расходы в виде государственной пошлины от уплаты которой освобожден истец.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать П. в удовлетворении требования о признании решения Совета депутатов г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области «О структуре администрации» от 03.04.2008 г. № 202 недействующим.

Восстановить П. на работе в администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области в должности первого заместителя главы администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области с 05.07.2008 г.

Взыскать с администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области в пользу П. среднемесячную заработную платуmза время вынужденного прогула с 05.07.2008 г. по 12.09.2008 г. в сумме 27 102 рубля 41 копейку и компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Взыскать с администрации г.Барабинска Барабинского района Новосибирской области процессуальные издержки в виде государственной пошлины, от уплаты которой был освобожден П., в доход федерального бюджета в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд чрез Барабинский районный суд Новосибирской области.


Председательствующий Г. А. Расколупова.


Решение в окончательной форме составлено 22.09.2008 г.


Судья Г.А. Расколупова


Решение вступило в законную силу 03.10.2008 г.




Если информации, представленной на сайте, не хватило для решения Вашей проблемы – звоните по телефону

+7 (903) 219 00 24 (Москва)


юрист по трудовому праву


Главная > Судебная практика > Увольнение по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ > Решение Барабинского районного суда Новосибирской области от 12.09.2008